ЛЮФТВАФФЕ НАД ПЕНЗОЙ
29 августа 1943 года немецкий самолёт-разведчик Ju-88D 1-й эскадрильи группы Ровеля взлетел с аэродрома в Белоруссии и взял курс на Пензу. Полёт на высоте почти десять тысяч метров считался безопасным, ведь огонь зениток здесь бессилен. На лицах летчиков кислородные маски, а за стеклом кабины ясный летний день. Наконец, прямо по курсу показался город. Самолёт пошёл на снижение. Оба стрелка прильнули к пулемётам, впиваясь глазами в небо: нужно вовремя заметить истребители, поднятые на перехват. Внизу сверкала излучина реки, виднелась железная дорога, мосты. Штурман нажал спуск фотокамеры...
Junkers Ju 88 — многоцелевой самолет Люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов того периода, использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте «Mistel».
Теодор РОВЕЛЬ (1894-1978), германский пилот, основавший программу стратегической воздушной разведки Люфтваффе. Возглавлял эскадру дальней разведки («Группа Ровеля»).
Немецкие самолёты-разведчики впервые появились над территорией СССР ещё в 1930-е годы, а во время Великой Отечественной войны они стали совершать полёты и над Пензой. Это были самолёты группы Ровеля — отряда дальней авиаразведки, сформированного по инициативе опытнейшего немецкого пилота Теодора Ровеля. В составе группы было четыре эскадрильи, в которых насчитывалось по несколько самолётов, в основном модификации Юнкерсов, Дорнье, Хенкелей и Арадо, оснащенных специальными фотокамерами для съёмки с больших и малых высот. Как правило, самолёты летали на задание в одиночку. Аэрофотосъёмка стратегически важных объектов в советском тылу являлась их единственной задачей, поэтому бомб на борту у них не было, и лишь для защиты от авиации противника имелись пулемёты.
Пик активности Люфтваффе над территорией Пензенского бригадного района ПВО пришёлся на июль-декабрь 1942 г. За этот период зафиксировано 149 самолёто-пролётов немецкой авиации, хотя не все полёты имели целью фотографирование военных и промышленных объектов.
Arado Ar-240, дальний разведчик
Heinkel He-116, дальний разведчик
Иногда это были самолёты, выполнявшие и другие задания, например, выброску шпионов и диверсантов. Случаи десантирования агентуры противника не раз фиксировались в Пачелмском, Сердобском, Салтыковском (ныне Земетчинском) районах. Подобные операции обычно проводились в тёмное время суток, над безлюдными территориями и на небольших высотах.
С декабря 1942 по май 1943 г. число самолёто-пролётов над Пензенским бригадным районом ПВО сократилось до 13. Для сравнения, за этот же период над Сталинградским корпусным районом ПВО самолёты противника появлялись более пяти тысяч раз.
Эмблема 1-й эскадрильи группы Ровеля. Источник: B.Ketley, M.Rolfe. Luftwaffen Emblemen 1939-1945. Bernard & Graefe Verlag, Bonn. 2001.
Эмблема 3-й эскадрильи группы Ровеля. Источник: B.Ketley, M.Rolfe. Luftwaffen Emblemen 1939-1945. Bernard & Graefe Verlag, Bonn. 2001.
Несмотря на то, что Пензенская область для немцев не являлась приоритетным направлением в разведке, их самолёты произвели аэрофотосъёмку многих значимых объектов на пензенской земле. Так, например, 4 августа 1942 г. самолёт 1-й эскадрильи группы Ровеля фотографировал военные объекты в районе Ахун. 1 октября того же года пилоты 4-й эскадрильи произвели фотосъёмку завода № 50 им. Фрунзе. Через месяц самолёты 3-й эскадрильи фотографировали Кузнецк. Без внимания не остались лагеря РККА близ станции Селикса, город Сердобск, станция Пачелма. Судя по цифровым обозначениям на фотографиях, съёмка производилась, в основном, с высоты 7000-7300 метров. Все удачные снимки оформлялись соответствующим образом. На них указывались координаты, время съёмки, высота, наносились обозначения наиболее важных зафиксированных объектов. Названия некоторых объектов на фотографиях говорят о том, что немцы использовали агентурные сведения. Например, вряд ли с высоты семь тысяч метров можно определить, что строение является складом древесинны (Holzlager — см. снимок) или лётной школой (Fliegerschule — см. снимок).
Пенза. Район Ахун. Снимок сделан с высоты 7200 м 4-го августа 1942 года в 7 часов 20 минут. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Район «военного завода № 50 Фрунзе». Снимок сделан летом 1942 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Снимок сделан летом 1942 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Снимок сделан летом 1942 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Район острова Пески и станции Пенза-III. Снимок сделан с самолёта 1-й эскадрильи группы Ровеля 29-го августа 1943 года, в 15 часов 23 минуты. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Снимок сделан 12 мая 1943 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Район «военного завода № 50 Фрунзе». Снимок сделан с высоты 7000 метров 29 августа 1943 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Пенза. Снимок сделан с высоты 7000 метров 29 августа 1943 г. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
После поражения фашистской Германии большая часть архивов Люфтваффе оказалась в руках американцев и англичан. В годы холодной войны, до появления спутниковой разведки, наши бывшие союзники очень серьёзно относились к богатому наследию группы Ровеля. Именно поэтому на многих немецких фотографиях сегодня видна надпись «confidential» («секретно» по-английски).
Карта Пензы и ее окрестностей подготовлена Картографической службой Корпуса инженеров армии США в 1954 г. При ее составлении были использованы карты Генерального штаба Красной Армии 1937, 1933 и 1944 гг. Планиметрическая детализация откорректирована фото-планиметрическими методами. Электронная копия предоставлена Джоном Кельвиным, США.
Качество снимков, сделанных лётчиками Ровеля более 70-ти лет назад, почти не уступает современной космической фотосъёмке.
Александр СОБОЛЕВ.
________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 18 — 29 апреля 2015 г., с. 10.
________________________________________